Бронза – сплав металлов, в основе которого медь, а легирующими добавками могут быть - олово (самый распространённый и первый придуманный человеком вариант), или другие металлы (алюминий, кремний, свинец, бериллий и прочие). Блеск, высокая стойкость к коррозии, прочность, легкоплавкость, небольшая усадка при литье, лишь некоторые качества этого сплава! В зависимости от легирующего металла и его соотношения с медью, технические характеристики могут незначительно меняться. Сплав поддаётся различным видам обработки и при этом долговечен. Все эти исключительные свойства сделали бронзу популярным материалом среди скульпторов.
Кроме того, со временем, бронза покрывается патиной – плёнкой появляющейся от воздействия окружающей среды (кислорода, воды, соли), что придаёт особый шарм. Конечно, этого можно избежать путём специальной обработки или постоянной чистки, но, что касается, к примеру, памятников большинство из них мы знаем именно покрытыми патиной – светло-зелёного, лазоревого, голубого, красноватого или чёрного цветов. Сама по себе художественная выразительность этого естественного налёта восхищала ценителей искусства ещё в Древнем Риме, так Плутарх писал: «... патина на бронзе похожа не на грязный налет или ржавчину, а на светлую лазурь, так что даже статуи навархов, ... стоят, играя цветами так, словно только что вышли из морских глубин». Что бы добиться этого декоративного эффекта применяют различные способы патинирования, которые совершенствовались с развитием химии. Сейчас благородный налёт можно воссоздать весьма щадящими для металла красителями на основе лака, воска, масла или смолы.
Выдающиеся скульпторы работали с бронзой создавая миниатюры, скульптуры, декоративные элементы интерьеров и внешней отделки, а также монументальные скульптуры дополняющие целые архитектурные ансамбли. Благодаря долговечности, устойчивости к внешнему воздействию многие произведения искусства из этого металла дошли до наших дней ещё со времён глубокой древности, а если точнее начиная с «бронзового века»! Однако, множество скульптур и вообще изделий утеряны из-за того, что при переплавке бронза не теряет своих качеств, а значит и ценности. Украшения, предметы быта, скульптуры плавили, чтобы продать металл.
Во всех древних цивилизациях сложилась своя традиция работы с бронзой, начиная с изготовления утилитарных вещей и оружия до скульптур сложных пластических форм.
В Китае во времена династии Шан было создано огромное количество бронзовых ритуальных сосудов, украшенных декором, резьбой. Эти произведения мастеров литейщиков были найдены археологами в гробницах членов королевской семьи, захоронениях знати. А позже в конце XX века находки раскопок в местечке Саньсиндуй буквально поразили исследователей, обнаружив совершенно другой художественный стиль работы с бронзой, ранее не известный учёным, в культуре Китая. Это были - скульптуры людей, драконов, змей, скульптуры с головами животных, маски, жертвенный алтарь и многое другое.
Примеры бронзового литья, поражающие тонкостью работы древних мастеров, были обнаружены в Индии, Шри-Ланке, Греции. Начиная с первой найденной при раскопках на территории современного Пакистана скульптуры «Танцующая девушка», искусство художников-скульпторов совершенствуется, рождая шедевры: античной (Дельфийский возничий, Посейдон с мыса Артемисион), средневековой, эпохи возрождения, барокко, и так далее вплоть до современной скульптуры. Работы выдающегося мастера 20-го века Огюста Родена «Мыслитель» и «Идущий человек» стали культовыми!
Le Penseur («Мыслитель») задумывался Роденом как часть монументальной скульптурной группы «Врата ада», и первоначально назывался Le Poète («Поэт»), но позже стал самостоятельной скульптурой, не привязанной к конкретному герою, а представляющей собой некий образ творца. Существует множество теорий о том, что изначально это должно было быть изображение самого Данте, или своеобразный автопортрет Родена, но доподлинно известно лишь то, что моделью для скульптуры был боксёр Жан Бод (позировавший мастеру для многих его работ), и то, что «Мыслитель» безусловно произведение искусства восхищающее уже не одно поколение. В настоящее время известно о 27-ми точных бронзовых копиях, которые, однако, были отлиты уже после смерти скульптора. Кроме того, сделано несколько копий в миниатюре, и повторов в гипсе. Сегодня «Мыслитель» настолько растиражирован в мировой культуре, что вряд ли найдётся человек не знающий об этой скульптуре.
На аукционе Christie's в 2022 году в Париже миниатюра, отлитая в 1928 году на литейном заводе Рудье, ушла с молотка за 10 700 000 евро.
Эдгар Дега – гениальный художник импрессионист, на закате жизни обратившись к скульптуре, всё же не уступал просьбам друзей воплотить хоть одну свою работу в бронзе, говоря - "оставлять после себя что-то отлитое в бронзе - слишком большая ответственность - этот материал вечен". Но всё же мы можем любоваться выставленной в нескольких музеях мира точной бронзовой копией скульптуры Дега «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица», отлитой уже после смерти художника.
Без бронзовых скульптур сложно представить Санкт-Петербург: Медный всадник, ансамбль «Укрощение коня человеком», памятник Николаю I, Екатерине II, Чижик-Пыжик и другие, уже давно ставшие визитной карточкой города!
«Медный всадник», любопытно, но Всадник на самом деле бронзовый, конечно, это не ошибка, а просто более звучная фраза, использованная Александром Сергеевичем Пушкиным в одноименной поэме, хотя там же есть и более правдивая, с точки зрения металлургии, формулировка – «кумир на бронзовом коне».
Открытый в 1859 году памятник Николаю I, спроектированный Монферраном, отлитый под руководством барона Клодта, был невероятным достижением в области городской скульптуры – массивная композиция весом более 21 тонны (император, поднявший коня на дыбы) держится на пьедестале всего на двух точках опоры!
Чижик-Пыжик работы Резо Габриадзе прекрасный пример миниатюры в бронзе! Конечно, скульптуры небольшого размера рискуют быть похищенными, ведь если памятник Екатерине II, сложно умыкнуть с пьедестала спрятав в карман, то миниатюру очень даже можно, что и случалось уже не один раз с маленькой бронзовой птичкой на Фонтанке. Кстати сказать, в ноябре этого года Чижику-Пыжику исполнится 30 лет, жаль только, что мы не знаем куда же упорхнула первая птичка.
Читайте также:
Промышленная революция привела к росту потребления этого серебристого металла с прекрасными техническими характеристиками
Демонтаж металлоконструкций. Курьёзы и сложности.
Существует несколько способов избавится от ненужной конструкции, некоторые из которых довольно эффектно выглядят! Самые зрелищные методы – это, конечно, взрыв и разрушение «шар-бабой» весом не менее 3 тонн.
Цена железа в истории человечества.
Как ни удивительно, но история железа началась ещё до «железного века»!